Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска

Зрительно-моторная координация  – это согласованные действия рук и глаза.

Работа над развитием зрительно-моторной координации — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Ее необходимо осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество — игру, изодеятельность, способствуют повышению самооценки ребенка. Зрительно-моторная координация – это такая функция, которую можно считать школьнозначимой, она занимает важное место в формировании навыка письма. Поэтому в  старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. 

Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Глаз играет ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями. При этом у детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действия  рук. Для детей с нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительнодвигательных функций, нарушение микроориентирования и нарушение тонуса различных групп мышц. 

Поэтому, учитывая исследования о наличии связи между успешностью формирования навыков письма и уровнем развития зрительно-моторной координации, с детьми, имеющими нарушение зрения, должна обязательно проводиться работа, включающая систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации, что в свою очередь будет способствовать развитию зрительного восприятия.

Лепка, рисование и другие виды творчества развивают мелкую моторику пальцев рук, но просто развитая моторика без координации со зрением малоэффективна! Копирование образцов развивает именно координацию зрения и движения.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые виды упражнений по развитию зрительно-моторной координации. 


ТРЕНИРОВКА ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ
 

Выкладывание разных узоров из мозаики по образцу
 
Выкладывание рисунков из палочек
по образцу
 
Выкладывание рисунков из геометрических фигур по образцу.
 
Рисование по клеточкам
по образцу
 
Копирование по точкам
 
«Продолжи ряд»
(рисование различных бордюров)
 
«Дорисуй левую (правую)
половинку рисунка»
 
Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам
 
Графические диктанты
 
Штриховка
 
Рисование по трафаретам,
шаблонам

 
Рисование линий разной конфигурации
по точкам
 
Обведение или копирование
цифр, букв, фигур
 
 Обведение по контуру через пленку,
кальку, копирку
 
Складывание квадратов из частей
по образцу
  
Выкладывание узоров (фигур)
по образцу
 
Собирание картинок
по образцу
 
Срисовывание, рисование по схемам
 

 
Занятия с ребенком, развивающие  зрительно-моторную координацию, должны быть систематическими (лучше ежедневными), но непродолжительными.  Помните, что длительность непрерывной работы в 5-7 лет может составлять не более 15 минут.

Занимаясь с ребенком, помните о следующих правилах:

 1. Работайте спокойно, без нервотрепки, упреков, порицаний.
 2. Не торопите ребенка, пусть работает медленно.
 3. Постарайтесь каждый раз найти, за что похвалить ребенка.
 4. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
 5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
 6. Не спешите получить результат  – успех придет, если ребенок будет доверять вам, будет уверен в себе.
 7. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, т. к. ребенок может непроизвольно «заучить» ошибку, но избегайте слов: «ты делаешь не так», «это неправильно».
 8. Не отвлекайтесь во время занятий с ребенком. Если не можете найти полчаса для такой работы, помочь ребенку будет невозможно.
 
Такая всесторонняя тренировка отлично развивает зрительно-моторную координацию у  ребенка  и позволяет формированию у детей автоматизированных навыков  синхронности действия руки и глаза  в различных видах деятельности. Ребенок будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Материал подготовил учитель - дефектолог 1 квалификационной категории: Напалкова Елена Николаевна

Наши новости

ЧТО ТАКОЕ ГЕПАТИТ С?

ГЕПАТИТ С-это вирусное заболевание, при котором преимущественно поражается печень. Подробнее

ПРАВО НА ВЫБОР

{gallery}PRAVO{/gallery}

Заведующий

Кривонос Виталина Вячеславовна

Наши контакты

680045, г. Хабаровск ул. Космическая, 15А

mdou156zav@mail.ru

+7 (4212) 36-06-52

Режим работы

Понедельник-пятница: 07:30 - 19:30

Суббота-воскресенье: Выходной

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска
МАДОУ №156