Учитель-дефектолог Напалкова Е.Н

Лепка из пластилина – одно из самых любимых занятий дошкольников. Дети любят пластилин. Сколько можно сделать интересного из яркого, мягкого, послушного материала! Ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способным создать свой собственный мир.

Пластилин, как никакой другой материал, активно развивает мелкую моторику пальцев рук, что особенно важно для детей с нарушением зрения. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Это выражается в скованности движений, нарушении произвольной регуляции мышечного тонуса руки, нескоординированности движений кистей и пальцев рук. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.

Плохо развитые двигательные функции рук и оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением некоторых действий.

Больших возможностей в развитии осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения можно достичь через освоение нетрадиционной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Главной задачей при изготовлении поделок из пластилина является снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук, такая координация зрения и движения является необходимым условием выполнения любых действий. Занятия пластилинографией помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов. Они развивают моторику рук ребенка, тактильное восприятие, наблюдательность, дают простор детской фантазии, дети становятся более внимательными усидчивыми, появляется много новых творческих замыслов, улучшается речевое развитие детей и развивается мышление.

С младшего возраста дети с помощью родителей (взрослых) могут освоить следующие простейшие приёмы работы с пластилином:

• раскатывать «колбаски» и «шарики»,
• сплющивать «лепешки»,
• вытягивать пластилин,
• слеплять детали друг с другом.

Регулярная работа с пластилином уже к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов:

• выполнение декоративных налепов разными
способами – кусочками, жгутиками,
расплющиванием, размазыванием,
• прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.
• смешивание разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».

Особенности используемого материала

Пластилин — мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам, в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

1. Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

2. Пластилин — материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

3. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта.

4. Если работа выполняется в качестве подарка, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.

5. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

6. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим отдых в процессе ее выполнения в виде пальчиковых игр, гимнастик для глаз, физкультурных разминок. Во избежание нарушения осанки необходимо осуществлять строгий контроль за посадкой детей во время работы.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии ваших детей.

Наши контакты

Полезные ссылки