Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.д.

К концу дошкольного возраста у детей должна сформироваться система  сенсорных эталонов  (общепринятые образцы внешних свойств предметов). Усвоение этих сенсорных  эталонов – сложный и длительный процесс. Усвоить  сенсорный эталон означает  не просто умение правильно называть то  или иное свойство  предмета:  необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения  свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях.

Мелкая моторика тоже играет важную роль в готовности ребенка к обучению в школе.  Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику.
У детей с нарушением зрения отмечается некоторая сенсомоторная слабость:

  • несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;
  • трудности в графическом воспроизведении фигур;
  • дети не обладают рациональными приемами обследования (присутствует поверхностное, фрагментарное обследование форм);
  • дети не дают полного отчета о воспринимаемых свойствах и соотношениях.

Поэтому важно целенаправленно развивать сенсомоторную сферу у детей с нарушением зрения.

Наилучшим вариантом для сенсомоторного  развития детей дошкольного возраста является детское творчество. Лепка из пластилина, рисование, аппликации из разных материалов, поделки из глины или солёного теста – всё это помогает ребёнку познавать мир и совершенствовать сенсорные навыки. Кроме того, такие творческие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук ребенка.

Сегодня есть огромное количество готовых игр и пособий, призванных развивать у детей сенсомоторную координацию. Это

- всевозможные конструкторы для развития конструктивных навыков
- рамки и вкладыши для формирования представлений о форме и размере
- пазлы  для развития целостности восприятия, мышления и мелкой моторики
- мозаики для развития цвето- и формовосприятия и мышления
- шары су- джок  для массажа и самомассажа,
- шнуровки для развитие тонких движений пальцев рук
- развивающие игрушки из мягкого полимера  для формирования хорошей моторики пальцев, развития тактильных ощущений и мышления ребёнка.
- игрушки с полипропиленовыми гранулами для тактильной чувствительности
- игры Никитина, блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, для развития логического  мышления
- кольцебросы, летающие тарелки, кегли и другие игрушки для спортивных игр помогут ребёнку стать ловким и подвижным
 - настольные игры для развития зрительного восприятия, представлений об окружающем, внимания, памяти, мышления и речи
- музыкальные игрушки для детей помогут сформировать и развить слух.
 
Однако имеют право на использование и альтернативные игры и пособия, изготовленные своими руками.

Вот их примерный перечень и способы  использования:

- Хорошее упражнения для развития координации движений - складывание салфеток по размеченным линиям. И вообще работа с бумагой – обрывание, складывание и разворачивание, скатывание, скручивание, перелистывание.

 - Можно сделать «Пальчиковый бассейн» - нарвать  вместе с детьми в ящик бумагу и спрятать маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.  Игрушки можно искать в крупах, в горохе, в песке.

- Учите детей заплетать косички из ниток, ленточек, веревок.

- Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Дети будут все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите их правильно держать пинцет.

- Игры с прищепками – на картоне, на краях тарелки- дети снимают и одевают их.

- Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.

- Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно,  поочередно каждой рукой.

- «Золушка» - перебирание смесей из круп

- Крутите с ребенком волчки

- Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка  сделать то же самостоятельно

- Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги – и «катятся» на лыжах вперед.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

- Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно).

- Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

- Выкладываем из спичек или счетных палочек различные изображения

- Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

- Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

- Сделайте из старых детских журналов, открыток картинок разрезные картинки для развития целостности восприятия и пространственного мышления
- Ребенок катает грецкий орех между ладонями

- Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы, геометрические фигуры

- Предложите ребенку отвернуться, а  сами издавайте звуки разными предметами- резать, рвать, сминать бумагу, рисовать, стучать молотком, звенеть колокольчиком, играть на музыкальных инструментах, использовать звучащие игрушки, двигать стулья, звукоподражать разным животным.
Наиболее распространенной игрой для развития сенсорного восприятия является игра с волшебным мешочком, который довольно легко можно сделать самостоятельно.

Для этого понадобится небольшой мешочек и тактильный материал. В качестве тактильного материала подойдут различные небольшие предметы, игрушки, разные на ощупь: деревянные, пластмассовые, круглые, квадратные, плоские, геометрические формы и фигуры.

Варианты игр

- «Узнай и назови» - дети на ощупь определяют предмет, лежащий в мешочке

- "Определи на ощупь" - детям предлагается найти предметы, различающиеся по одному признаку (например –выбрать все круглые предметы, или твердые, или самые маленькие)

- "Узнай фигуру" - предлагается на ощупь найти, заданную фигуру

- "Найди пару" - предлагается детям на ощупь найти пары одинаковых предметов – для этого удобно использовать одинаковые игрушки из киндер сюрпризов

Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому в игре с ребенком показывайте ему собственную увлеченность.
Играя с детьми необходимо помнить о том, что если у ребенка нет настроения, то лучше отложить занятия до более подходящего момента.

Материал подготовил учитель - дефектолог 1 квалификационной категории  МАДОУ №156 - Напалкова Елена Николаевна

Наши новости

ЧТО ТАКОЕ ГЕПАТИТ С?

ГЕПАТИТ С-это вирусное заболевание, при котором преимущественно поражается печень. Подробнее

ПРАВО НА ВЫБОР

{gallery}PRAVO{/gallery}

Заведующий

Кривонос Виталина Вячеславовна

Наши контакты

680045, г. Хабаровск ул. Космическая, 15А

mdou156zav@mail.ru

+7 (4212) 36-06-52

Режим работы

Понедельник-пятница: 07:30 - 19:30

Суббота-воскресенье: Выходной

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска
МАДОУ №156